Архивы

Гимн
автор: Айн Рэнд

Госпожа Алиса Зиновьевна Розенбаум рисует весьма утопичную картину, мне сразу же вспомнился фильм Посвященный, который на самом деле в оригинале называется дающий или дарящий, но не суть важно, снятый по произведению Лоис Лоури. Судя по всему Лоури теперь придется добавить в список для чтения, т.к. произведение, как я тут подглядел, входит в серию из четырех книг.

Но вернемся к Розенбаум-Райн. Ввиду того, что я считаю что утопия и антиутопия это по сути равнозначные вещи, просто и зависят лишь от того, с какой стороны на них смотреть, то так и отметим в жанрах, а для тех кто принципиально различает данные понятия, далее считайте, что когда я использую слово утопия, я могу подразумевать анти-утопию, и это нормально.

Дак вот.

Утопия, рисуемая Айн, в этом произведение интересно ровна до того момента, пока она не переходит к явной формулировке выводов, ибо в этот момент происходит сразу два коллапса. Во-первых коллапсирует сюжет, он резко сворачивается и из повествовательной художественной формы переходит в разряд философских рассуждений и описания взглядов, во-вторых представляет собой иную, точно такую же утопию, как описанная ранее в произведении, лишь отличную от нее по модулю. В этот момент мне хочется верить, что Айн понимая что делает специально сформировала такой вывод, чтобы продемонстрировать как одна крайность неизбежно пытается породить другую.

В противном же случае, это очень грустно…

Это было первое произведение Айн Рэнд, которого я коснулся, теперь переходим к «Мы живые».

 

 

Если Вы нашли ошибку, пожалуйcта выделите ее и нажмите Shift + E или нажмите здесь чтобы информировать меня. Спасибо.


Жанр: Антиутопия, Новелла, Повесть, Утопия
Переводчик Д. В. Костыгин

451° по Фаренгейту

Я много слышал про это произведение, встречал упоминания в отзывах, в публицистике в обсуждениях, но до этой недели не разу не читал его сам. В итоге у меня в голове сформировал впечатление, что 451° это что-то совершенно космическое, нереальное и в то же время фундаментальное и пробирающее до костей.

Наверное самым ярким впечатлением оказалась заметка моей бывшей коллеги, Людмилы, приведу её здесь целиком.

Брэдбери был прав? Нас всех ждет «451 градус по Фаренгейту»?

Мы сами растим монстров. Тепличные детки, повернутые на соцсетях, телеке и играх, погрязшие в виртуальной жизни настолько, что даже на время невозможно оттуда себя вырвать. А все отчего? От любви-с. От нашей безграничной, родительской, учительской. И забываем вечно, что благими помыслами дорога в ад…

Пока взрослые спорят, стали дети раньше взрослеть и оттого им скучно учиться и жить, или же, напротив, их мозг не перегружен извилинами из-за отсутствия необходимости напрягаться (все пытаемся им упростить каждый шаг, подтереть сопельки и чуть ли не подраться с Петькой и Васькой, которые справедливо наваляли нашему отпрыску за бесхребетность и вредность), новые и новые человеки «встают» (или не встают) на ноги и выходят из тепличных условий в «мир». А тут – упс, сюрприз! – реальные проблемы и задачки, решить которые не умеешь, даже если ты напряжешься-таки и вызубришь формулы. Дальше – хуже. Растерянность, беспомощность, движение по инерции (мама/папа даст денег, куда надо позвонит, с кем надо разберется, от армии откосит, «и вообще, я тут рядом не стоял»), желание нырнуть в соцсети и забыться в беспечном трепе с друганами, пострелять, порулить танчиком, публично смачно ругнуться для понта, а после уснуть безмятежным сном – авось к утру рассосется. Будто бы можно нажать на return и перезагрузить свою жизнь. Или мы попросту не в курсе, и ученые уже изобрели эликсир бессмертия, и «старики» будут вечно ограждать своих чад от малейшего дуновения невзгод?

Противно. Ведь и я – мать. И я отчасти причастна к тому, что происходит. Меня тошнит от поступков, которые унижают, втаптывают в грязь беззащитных. Выворачивает все нутро, когда вижу, как безбожно лгут чтобы выгородить свои слабости, как смеются над добротой и мягкостью, как равнодушием и хамством хлещут по щекам тех, кто не может возвысить голос, кто дарит любовь, кто обнажает душу, кто готов согреть в любую минуту, кто всегда понимает и принимает со всеми потрохами, кто надеется и верит, что добро непременно победит зло, темное отступит перед светлым, сердце и разум восторжествуют над эгоистичным «хочу». Меня убивает, что признают силу, что хамство в почете, а дорогая упаковка, побрякушки и навороченный электронный хлам – признак «крутого парниши и клевой телки», «нормального чувака». Меня бесит, что позвонить кому-то – уже не современно, друзья не знают номера друг друга, а о редкой встрече в реале договориться можно лишь если ты тусишь в VK.

Прогресс с ускорением плодит все более продвинутые «девайсы», подсаживая юный люд «на иглу» — еще навороченнее, «шоб как взаправду». А настоящее, всамделишное, — там, за стенами возведенной собственноручно крепости одиночества. А настоящее утекает, пока ты выражаешь высокофилософские мысли незрелого ума, украшая свою речь множественными грамматическими ошибками, и выкладываешь в Instagram очередной улетный снимок ненавистной училки или одноклассницы, помня о своих правах, но не подозревая даже о существовании ответственности, которую каждый должен нести за свои поступки.

Родители хватаются за голову – дети «иные», неуправляемые, и ничто их не трогает. Но стоит заикнуться о труде, который вроде как одухотворяет, лепит личность и делает из полуфабриката то самое Homo sapiens, как взрослые в крик: «Да вы что?! Детский труд запрещен!». Или тащат к психологам – авось специалист за них что-то там подкрутит в бедовой голове подростка переростка, переподключит проводочки, и их «малыш» как прежде – ласковый, преданный, любящий, честный… И вечное детство гарантировано. И инфантильность мышления и поступков обеспечена. Но ведь только трудясь, можно понять цену куска хлеба! Только приложив усилия, можно чего-то достичь. Только заработав свою копейку, всерьез оценишь и чужой труд…

Мне страшно. Что дальше? Неужели описанный Брэдбери мир – возможная ближайшая реальность? Неужели равнодушие и жажда мирских удовольствий вытравит из человека все человеческое? И любимый ребенок превратится в бездушное существо с бессмысленным взглядом, с одним лишь желанием – поесть и развлечься?

Специально не стал перечитывать. Помню что в тот момент меня очень заинтересовала и впечатлила эта заметка.

В общем, не ждите слишком многого…

Начав читать книгу, я понял, что она не такая мощная, не такая фундаментальная, несмотря на то, что в ней затронуты очень важные мысли, важные проблемы современности (а возможно и больше), она очень простая. Бредбери, вообще в свойственной манере использует окружающие его вещи, образы и впечатления рассказывая о них другими словами. Здесь и его любовь к книгам (кстати, произведение он писал в помещении библиотеки, где снимал пишущую машинку по времени, т.к. дома у него не было кабинета и все время отвлекали дети), и собака баскервилей искусно модернизированная для попадания в рамки новой, нарисованной утопии. «Родственники», прекраснейшее решение, идеальный выбор названия. Ну и подбор имен, хотя сам Бредбери говорил, что это шутка его сознания, однако Монтег — название компании производящей бумагу, а Фабер — производитель карандашей.

В общем, я все больше понимаю, что утопии меня утомили, они слишком однобоки, слишком просты, слишком односложны. Хочется, чтобы такое произведение было шире, масштабнее, фундаментальнее.

Но в любом случае, если задуматься, находятся интересные вещи (сейчас будет спойлер). Например, книги, вокруг которых вращается сюжет. Они с одной стороны погубили главного героя, заставив его сбежать и скрываться. С другой стороны они же спасли его от гибели вместе со всем городом… Если задумываться над мелочами, обдумывать их можно найти очень примечательные причины и следствия…

Прочитать, конечно, рекомендую.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйcта выделите ее и нажмите Shift + E или нажмите здесь чтобы информировать меня. Спасибо.


Жанр: Диспотия, Классика, Утопия
Переводчик Татьяна Шинкарь